Тираж
Культура

Заметки на полях… Памфлеты А.С. Кацева

Образование, как известно, одна из сложнейших сфер культуры. Написал «как известно» и понял, что «мало кому известно», поэтому мы постоянно сталкиваемся с просчетами в нем самом. Даже фраза «просчеты в образовании» свидетельствует, что имея дело с образованием, надо считать. От того, каким должно быть число классов и количество лет учебы в вузах, до того, чему и как учить, чтобы простите за банальность, было выгодно Отечеству. Наши соседи, в сладком дыму самоопределенности, решили и перешли на латиницу, сменив одежду языка, отринув кириллицу, на которой представало все написанное в деловой и художественной сферах.

Представляя, как радостно те, кто в школе и в жизни «читал из-под палки» снимали с полок все, что когда-то отравляло жизнь подростков, когда вместо футбола и т.п., приходилось листать страницу за страницей. Причем, если я понимаю верно, сначала отменили книжки, напечатанные славянскими буквами, а затем… затем денег, очевидно, не хватило.

И когда, недавно, глава соседей объявил, что переход на латиницу касается лишь госязыка, а русский остается в неизменности, все запуталось еще больше: в какой графике будет печататься литература бывших народов Единой и Неделимой, а Зарубежные писатели? И как это будет, чтобы понимало разнонародные населенные страны?!

Мы опять хотим быть похожими на тех, кто за кордоном.

Вдруг, перед началом учебы объявили, что школярам добавляют еще один год. Умники объясняют, что это по-другому называют, те, что «быстро летят». Если так, зачем заострять внимание «подрастающих»?

Этим реформы не завершаются. У кого-то из образоначальников разболелась голова от традиционной системы «присвоения научных степеней и званий». Видимо, этот кто-то, писал-писал диссертацию и не написал. И возненавидел тех,  кто её не только написал, но и защитил?!

Он, этот реформатор, глянул в туманную даль и увидел в ней, на Западе, ученых, защищающих одну эту диссертацию, а им сразу присваивают звание «доктор философии» и никаких там нескольких научных работ и защит. Невдомек этому начальнику над наукой, что «PhD» в некоторых странах предваряет следующее научное исследование, т.к. «постдок».

Сомневаюсь, что у них, превалируют наши традиции, когда работы по литературоведению представлены, если не Нашим Всем, то Нашим Всем (или Манас, или Айтматов) в большинстве случаев. Будто нет других эпосов и писателей.

Не так давно, другие наши соседи, в силу сложившегося, решили возвратиться к б.советским правилам образования. Кажется, подумали и не решились.

Почему нельзя сесть и подумать, если эта функция функционирует (простите за тавтологию).

Нельзя ставить опыты на человеке. Он живой. Нельзя ломать его судьбу. Если за морями-океанами работает система, это совсем не значит, что она заработает и станет полезна нам. А то, все понаслышке. Обвалить из лучших побуждений.

Кто считал, сколько кого нам надо сегодня, например, в экономике, культуре и т.д., и т.п.

Мы бурно обсуждаем будущий курлтай. Есть ли в нашей стране грамотные (это понятие главное) юристы и экономисты, которые могли предложить пути нашей дальнейшей жизни. Не опыты на нас ставили бы, а наши реалии смогли бы приспособить к оригинальным принципам развития, которые присущи только нам. И по менталитету, и по актуальности развития. Тогда может быть мы поймем, что если не мы, то уже никто. И в этом случае даже родовая кланновость может пойти на пользу.

Конечно, надо думать и делать.

… А вы говорите.

… Вот так и живем.

 

Профессор АС Кацев

 

Рекомендуемые