Тираж
Тираж

В Кыргызстане нашли представителей исчезнувшего племени тюрков

В Чон-Алайском районе Ошской области обнаружены представители исчезнувшего тюркского племени, сообщают ученые — участники российско-кыргызской этнографической экспедиции проекта «Тюркский мир Большого Алтая».

О кыргызском племени чогорок, живущем на Памиро-Алае, упоминалось еще в письменных источниках ХVI века — книге «Бабур-Наме». Больше сведений о них не было вплоть до 50-х годов ХХ века, когда советский тюрколог Саул Абрамзон на основе письменных свидетельств сделал предположение, что племя чогорок вошло в состав кыргызов. Однако тогда объективного подтверждения этому факту ученый не нашел.

Экспедиция работает на Памиро-Алае в Чон-Алайском районе Ошской области Кыргызстана. Во время исследования этнографы Рыскул Жолдошев и Темиркул Асанов зафиксировали устное предание о племени чогорок, считавшемся давно исчезнувшим. Ученым удалось пообщаться с представителями этого племени, предки которых переселились в Чон-Алайскую долину с Памира и вошли в состав кыргызского рода тейит.

Участница экспедиции, доктор исторических наук, профессор КНУ им. Ж. Баласагына, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Аниса Бикбулатова отметила, что во время экспедиции в Чон-Алайский район они обнаружили, что в этом горном регионе у местных жителей хорошо сохранилось знание родоплеменного деления — санжыры.

«Благодаря этому нам удалось выйти на след древнего рода чогорок, который со времен исследований Абрамзона считался потерянным. Тогда учеными предположили, что род растворился либо ассимилировался среди других племен тейита», — рассказала Бикбулатова.

Доцент АлтГУ, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета Иван Назаров сообщил, что сегодня представители племени чогорок живут в Кара-Мыке и других айылах Чон-Алайского района Ошской области.

«Они также проживают в селах Кара-Тейит, Жаш-Тилек, Чак. Выяснилось, что они переселились сюда с Памира и вошли в состав группы племен под общим названием «тейит», но при этом сохранили свои название и идентичность. Нам удалось пообщаться с представителями этой древней племенной группы. Их традиционное хозяйство, материальную и духовную культуру, как и у других кыргызов в этой местности, отличает наличие древних архаичных элементов, что связано, вероятно, с отдаленностью этих горных районов и отсутствием активных контактов с другими регионами Центральной Азии», — пояснил ученый.

Нынешняя российско-кыргызская этнографическая экспедиция — уже вторая в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», который реализуется в Алтайском государственном университете при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. В ней участвуют 20 этнографов из АлтГУ, шести вузов Кыргызстана и Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова НАН КР. В Кыргызстане работа экспедиции продлится до 22 июля, а затем участники переместятся на территорию Южного Алтая для изучения материальной и духовной культуры алтайцев и дальнейшего выявления кыргызско-алтайских культурных и этногенетических связей.

По словам Назарова, в прошлом году в рамках первой международной этнографической экспедиции «Большой Алтай: Россия — Кыргызстан, 2021» ученые детально изучили особенности быта кыргызов-кочевников в северных и центральных областях республики.

«На основе собранного материала написана значительная часть рукописи коллективной монографии. В этом году мы собираем материалы по южным районам Кыргызстана, где специфика бытования кыргызов связана с влиянием высокогорья и ближайших соседей — таджиков и узбеков. В августе продолжим собирать этнографический материал уже на Алтае для выявления культурных и этногенетических связей и параллелей между алтайцами и кыргызами», — поделился Назаров.

Источник

Рекомендуемые