Что такое свидетельство о безопасности конструкции машины, где его выдают и зачем нужен этот документ, узнайте в нашем материале.
C 12 июля при первичной регистрации автомобиля, ввезенного в Кыргызстан из стран, не входящих в ЕАЭС, стало обязательным свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Что это за документ, где его можно получить и сколько надо потратить? Наши корреспонденты поговорили со специалистами ГУ «Унаа» и собрали ответы на распространенные вопросы, которые возникли у автолюбителей после прочтения этой новости.
Что это за документ?
Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства — это документ, который подтверждает, что конструкция машины или другого транспорта соответствует требованиям актуальных норм безопасности.
Это не новшество: такие свидетельства выдавали в Кыргызстане еще с 2017 года, когда в силу вступили новые правила регистрации авто, ввезенных не из стран ЕАЭС. Это было сделано для того, чтобы в страны союза ввозились только безопасные машины.
Кому нужно это свидетельство?
Документ необходим при первичной регистрации автомобиля, ввезенного в Кыргызстан из стран, не являющихся членами ЕАЭС.
Как получить документ?
Свидетельства выдают испытательные лаборатории, которые имеют соответствующую аккредитацию и входят в специальный реестр ЕАЭС. Такие есть в Бишкеке, Оше и Таласе. Лаборатории для удобства граждан находятся рядом с территориальными отделениями госучреждения «Унаа». В столице работают две лаборатории: возле авто-ЦОНа на улице Чокана Валиханова и возле отдела ГУ «Унаа» на рынке «Риом-авто».
Сам процесс начинается с подачи заявки, затем составляется договор между лабораторией и клиентом. Если документы на авто соответствуют требованиям, его отправляют на техническую экспертизу. Машина, ввезенная в Кыргызстан не из стран ЕАЭС, должна соответствовать техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», так что в ходе осмотра эксперты ориентируются именно на него.
Они полностью сверяют транспорт с приложенными документами — таможенно-приходным ордером, VIN-кодом и другими. Далее машина отправляется на полный осмотр: эксперты проверяют блокировку, ремни, аптечку, огнетушитель, шины, люфт рулевого управления, выхлопную систему, фары и, конечно же, тормозную систему.
Что, если машина «провалит» осмотр?
Если эксперты лаборатории не признают автомобиль безопасным, они сообщат об этом владельцу и выдадут ему заключение, в котором будет указано, по каким параметрам машина не прошла экспертизу. Как показала практика, неполадки в автомобилях обычно устраняют заранее.
Сколько стоит экспертиза?
Раньше базовая стоимость экспертизы для легковых авто составляла 3 300 сомов, но сейчас цены на эту услугу снизили в половину — до 1 650 сомов.
Почему в других городах нет лабораторий?
В «Унаа» объясняют, что машины из-за рубежа, как правило, пребывают путем железнодорожных перевозок. Каждая из них должна пройти таможенную очистку, то есть растаможку.
Железнодорожные терминалы в основном находятся на территории Бишкека. Иначе говоря, кыргызстанец может растаможить авто и отправиться в лабораторию на экспертизу, чтобы получить свидетельство. Система регистрации машин работает по принципу «единого окна», то есть машину зарегистрируют вне зависимости от прописки владельца.
Что будет, если не получить это свидетельство?
Фактически без свидетельства о безопасности конструкции вам откажут в регистрации автомобиля. В Министерстве цифрового развития сообщили, что без такого документа транспортное средство нельзя эксплуатировать на дорогах, продавать, сдавать в аренду и проводить другие действия.