Век XVIII-XXI. Есть, что читать. Кто будет первый?!
«Писатель пописывает, читатель почитывает» – в этом сарказме помещается вся история мировой литературы.
Авторы, порой, даже не подозревают, какие новые смыслы через годы – расстояния подвигнут к чтению их произведений. Оказалось, что в моем почтенном возрасте, рассуждения мадам Простаковой, или Кабанихи, героинь Фонвизина и Островского, откликнулись во мне, и я буду готов подписаться чуть ли не под каждым их нравственным постулатом.
А когда один из режиссеров обнаружил у Александра Николаевича, что Кабаниха может стать объектом сексуального домогательства, то это, несомненно, осовременило её, как женщину.
Помню, в отроческие годы сочинял филиппику по поводу нравов старшего поколения, воссозданных литераторами разных эпох, а оказалось, что и моя нравственность столкнулась с коррозией, и я уже со своей силой гнева готов осуждать тех, кто еще вчера был символом стремления к нравственной свободе. К чему она привела известно и благодаря различным феминисткам и сексуальным меньшинствам, ставшим большинством.
А теперь, давайте глянем хотя бы одним глазком, что читают и смотрят наши дети – внуки…И насколько их художественный ареопаг связан со всем тем, что изучается – проходится в школе. Одна Маша, издевающаяся над медведем, чего стоит…
Я ни в коем случае не призываю заменить классику современными писателями, среди которых много тех, чьи произведения не только хорошо бы, но и чрезвычайно важно прочитать с удовольствием. Первые, из тех, кого вспомнил: Саша Филиппенко, роман «Красный крест», повести и романы Дины Рубиной, Гузель Яхина со своим романом «Эшелон на Самарканд», Наринэ Абгарян, со своими рассказами…
Этот список можно и должно продолжать, но, никогда не думал, что произойдет подобный нравственный поворот в моих взглядах. А может те, забронзовевшие в школьных учебниках писатели не были такими прямолинейными, как их понимают различного рода методисты, диктующие подросткам исконный смысл каждого произведения?! Выскажу еще одну крамольную мысль: вполне возможно, что писатели, создавшие свои, в будущем, программные в обучении культуре фолианты, со временем могли по-иному увидеть то, что их когда-то раздражало. А может и нет.
Хочется верить, что литература будет живой. К сожалению, известно, что литераторы гибнут не на дуэлях. Они обретают смерть, когда их перечисляют в «списках для обязательного прочтения». Давно появилось понятие, которое свидетельствует, что читать не обязательно. Учитель радостно входит в класс и объявляет: «Будем проходить имярек». Неважно, кто это – его произведения, написанные, если говорить высокопарно, кровью сердца, проходят. Не их, а мимо них.
На моей памяти: от запрета, к полулегальному чтению, публикации и рукописанию по этому поводу прошел Михаил Афанасьевич Булгаков. В киевский дом – музей водят школяров, но, как это не печально, писатель мертв – его «проходят».
Может быть, это не так, но мы как-то не заметили прохождение писателей прошлых веков, а здесь, на наших глазах…
Видимо, не интересно, когда уходит тайна, авантюрный привкус и запрет.
Еще недавно, книжка была связана с подушкой. Как сладко было перелистывать страницы, держа во внимании дверь, в которую могут в любой момент войти родители и выключить свет тогда, когда до самого главного остался тот самый миг…
Сегодня, не только проблема, что читать не может не волновать. Дети, из престижных гимназий и сельских школ плохо читают. я не о художественном вкусе, а о чтении, как складывании букв в слова, слов в предложения. О каких таких эстетических вершинах мечтаем?!
Мы, может быть, переживаем «устный период» в чтении художественных произведений? «Говорящие романы» вытесняют процесс чтения. Сегодня неграмотный отрок может прийти в библиотеку.
Это еще одно достижение цивилизации, когда в телефоне оказывается звучащая библиотека, охватывающая весь мировой литературный процесс.
А дальше, демагогический вопрос: «Почему пращуры у костра могли из ночи в ночь слушать произведения, которые названы сегодня совершенными? До письменности было еще очень долго, а их потомки не могут слушать Толстого – Сыдыкбекова в совершенном устном воспроизведении талантливых актеров.
А дальше возникает много тем.
Приобщение к культуре идет разными путями.
Созданное давным-давно, живет.
Вам это надо…?!
Ваш АС Кацев