Тираж
Тираж

Рынок автомобильных грузоперевозок в КР переходит от роста к стабилизации

Что происходит на рынке автомобильных грузоперевозок в Кыргызстане и других странах ЕАЭС, читайте в нашем материале.
Вадим Павлов
В первом полугодии 2023-го был зафиксирован заметный рост спроса на автомобильные грузоперевозки в Кыргызстане, причем во втором квартале он практически остановился. Об этом на основании собственных аналитических расчетов сообщает международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU». Подробнее о ситуации на рынке автомобильных грузоперевозок в Кыргызстане и других государствах ЕАЭС — в материале Sputnik.

Бурный внутрироссийский рост

По итогам первого полугодия в России зафиксирован рост спроса на автомобильные грузоперевозки по всем направлениям. Количество размещенных заявок на внутрироссийские перевозки выросло на 61 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом во втором квартале 2023-го рост ускорился (+30 процентов к первому кварталу).
Аналитики ATI.SU отмечают, что рост числа заявок наблюдается абсолютно по всем регионам. «Бурный рост спроса на внутренние перевозки мы объясняем тем, что процессы импортозамещения и перестройки производственных цепочек в стране действительно ускоряются, что и вызывает необходимость перевозить больше грузов», — заявил основатель и директор биржи Святослав Вильде.
Рост в международных направлениях оказался скромнее: спрос на импортные перевозки вырос на 30 процентов, а на экспортные — на 3.
Что касается импортных перевозок, то здесь количество заявок из всех европейских стран резко снизилось (на 60-80 процентов), однако впечатляющий прогресс показали Беларусь (+106 процентов), Монголия (+139) и Китай (+85). Чуть более скромный прирост показали Казахстан, Кыргызстан и другие страны Центральной Азии. При этом некоторое снижение продемонстрировали Турция, Грузия, Армения и Азербайджан.
Схожая картина и по экспортным перевозкам: произошло резкое сокращение спроса на всех европейских направлениях, тогда как наибольший прогресс показали Китай (+218 процентов), Турция (+120), Узбекистан (+75) и Казахстан (+73).
«В международных перевозках мы наблюдаем логичные процессы, — рассказал Святослав Вильде. — Резкое снижение количества грузов на европейском направлении вызвано санкциями и ограничениями на границах. При этом многие европейские грузы из-за перецепки теперь превратились в белорусские, что привело к значительному росту на данном направлении. В странах Закавказья и Турции после бурного всплеска весной 2022 года наблюдается небольшая коррекция. Это объясняется логистической проблемой: упомянутые государства связывает с Россией, по сути, единственная транспортная магистраль — Военно-Грузинская дорога. Есть ожидания, что после реконструкции пункта пропуска «Верхний Ларс» последует новый рост и на этом направлении».

Армянская коррекция после взлета

По итогам первого полугодия спрос на автомобильные грузоперевозки в Армению по сравнению с аналогичным периодом 2022-го не изменился. При этом некоторое снижение спроса на российском направлении (–6 процентов) компенсировалось белорусским импортом (+162). Значительная часть последнего, вероятно, является европейскими грузами, которые превратились в белорусские после перецепки, отмечают аналитики биржи.
Таким образом, в ATI.SU указывают на изменение тенденции: если в 2022 году и по итогам первого квартала 2023-го в импортных перевозках наблюдался заметный рост спроса, то во втором квартале текущего года (по сравнению с первым) количество заявок сократилось на 14 процентов.
Число заявок на экспортные перевозки из Армении в первом полугодии сократилось на 36 процентов. Сокращение произошло в основном за счет российского направления (–35 процентов).
При этом, как уточняют аналитики биржи, сокращение спроса не означает аналогичной динамики в реальных перевозках (количество заявок на перевозки на бирже соответствует спросу, тогда как число реальных сделок соответствует динамике грузоперевозок).
Так, по данным Национального статистического комитета Армении, грузоперевозки в республике продолжают расти: с января по май прибавка по сравнению с аналогичным периодом составила 16 процентов.
Директор представительства ATI.SU в Армении Сергей Мкртчян объясняет снижение (или отсутствие увеличения) спроса логичной коррекцией после бурного роста, спровоцированного санкциями и перестройкой логистических цепочек.
«При этом мы столкнулись со сложностями из-за ограниченной пропускной способности Военно-Грузинской дороги — единственной транспортной артерии, связывающей Армению и РФ. Вероятно, неизбежные задержки при перевозке грузов привели к некоторому сокращению спроса. Аналогичную тенденцию мы наблюдаем и в грузоперевозках между Россией и Грузией, а также между Россией и Турцией. После реконструкции пункта пропуска «Верхний Ларс», где уже в июне появились новые полосы для движения, ситуация улучшилась», — заявил он.

«Перецепочный рост» в Беларуси

В первом полугодии 2023-го в Беларуси резко увеличился спрос на автомобильные грузоперевозки по стране — более чем в два раза (+187 процентов к первому полугодию 2022-го). Причем во втором квартале рост ускорился (число заявок увеличилось на 72 процента по сравнению с первым кварталом и более чем на 300 процентов по сравнению со вторым кварталом прошлого года).
Одним из факторов такого роста директор компании-представителя ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко называет закрытие границ, запреты, перецепку и перегрузку.
«Это значит, что европейские грузы из категории «импортные перевозки» переместились в категорию «внутренние». Поэтому здесь, скорее, следует говорить о перераспределении сегментов», — пояснила она.
Также в республике зафиксирован рост спроса на экспортные перевозки (+85 процентов). Самая большая доля таких перевозок приходится на Россию (порядка 90 процентов), отметили аналитики биржи.
В первом полугодии спрос на экспортные перевозки в РФ в Беларуси вырос на 106 процентов. А самую быструю динамику роста в процентном соотношении показывают такие направления, как Турция, Узбекистан и Грузия (все — более чем четырехкратный рост), Армения (+162) и Казахстан (+137).
По словам Татьяны Солдатенко, этот рост также во многом определяется перецепкой и перегрузкой: «Транзитные перевозки из Европы теперь стали «экспортными». Белорусские водители забирают их со своей территории на границе и везут в страны назначения. Европейские направления, разумеется, резко рухнули — по многим регионам практически до нуля».
Вырос (хоть и незначительно) спрос и на импортные перевозки (+4 процента). Резкое снижение по европейским направлениям компенсируется за счет других стран. При этом, уточняют в ATI.SU, если поставки из России подросли не очень сильно (+7), то Казахстан существенно прибавил (+68).
Источник: Sputnik.kg

Рекомендуемые