Тираж
Культура Тираж

Получите удовольствие… Памфлеты А.С. Кацева

Сегодня появилась разнообразнейшая художественная литература. Исхожу из реалий и надеюсь, что читатели есть и будут. А на каких, говоря современным языком, носителях, она, эта литература, доходит до читающих, отдельная тема. Мне нравится телефон-библиотека. В любое время, в любую погоду, в любом обществе, открыл и оторвался от нередко серых дней.

Не буду голословным: Алекс Тарис романом «Шабатан» и Виктор Ремизов с «Вечной мерзлотой», Елена Катишонок с «Джек, который построил дом», Роман Сенчин с «Дождем в Париже» и, конечно, Владимир Сорокин с «Днем опричника». Называю произведения в том порядке, в котором они попали ко мне. Современность и история. Подлинная и иронически сконструированная. Эти авторы помогли увидеть их чувствами окружающее, пережить боль прошедшего и били тревогу за будущее. Вот о чем эти книги. Среди известных и знаменитых не затерялось и произведение Марины Хольмер «На крыльце под барельефом». По разным причинам оно выделяется. Сегодня, как никогда, актуален жанр бытового романа, так популярный на стыке XVIII и XIX веков. А еще когда в нем художественным составляющим становятся публицистические выражения, то время и ощущения предстают, используя образность, присущую роману, «барельефно». Хольмер  новатор.

В силу профессии мною прочитано и представлено студентам множество авторов, но в произведениях о средней школе и вузе, как правило, разговор о студентах и школьниках, а те, кто их «обслуживает» — учителя и преподаватели — а точнее декорации. Здесь же, предстает жизнь, характеры, психология, социальное расслоение учителей. Семидесятые годы XX. Уже начинается поток эмиграции. Новое культурное явление: самиздат и тамиздат. Появление малоизвестных, выведенных печатного оборота произведений. Роман  Марины Хольмер у читателей среднего и старшего поколения рождает лирические воспоминания.

Рассказ о появлении полуподпольноходящего «Мастера и Маргариты» у меня вызвал ассоциацию с несколькими реальными эпизодами: 1964 год. Я первокурсник филфака. Один из моих друзей Лев Голобородько предлагает размножить рассказ Михаила Афанасьевича «Собачье сердце». Множительная техника стояла только в отделениях карательного органа. В субботу девочка, работающая в таком отделе, отдала нам ключи и мы изготовили 3 экземпляра: ей и нам, прочитали и забыли. Последнее оказалось удачей. Когда в середине восьмидесятых я начал публиковать среди запрещенных и забытых авторов того же Булгакова, начисто забыл, что у меня есть «Собачье сердце», ждущие своего появления.

А о «Мастере и Маргарите» ходит мифологическая история о том, что после смерти Сталина Константин Симонов не сориентировался и призвал писателей следовать заветам вождя и… попал в Ташкент. К нему пришел исследователь А. Вулис и в разговоре назвал роман М. Булгакова. Симонов удивленно спросил, что это за произведение. Прочитал рукопись самиздата, приложил усилия для публикации романа.

Страницы «На крыльце под барельефом» насыщены историческими реалиями, представляющими эпоху, последующую за либеральными шестидесятыми, когда дозволено было чуть больше, чем до и после того.

Хольмер воссоздает атмосферу антисемитизма в разной среде, в том числе и в школе, которая являясь английской специализированной вызывает у тех, кто по Евгению Евтушенко сожалеет о времени когда «пусты лагеря», а залы, где читают поэты, стихи переполнены.

Еще одной особенностью романа становится воплощение очень актуальной сегодня мысли: сколько не меняй системы образования, главное — учитель, любящий учеников и всесторонне эрудированный и целеустремленный. И это ярко изображено.

Роман публицистичен. Главное, что смогла представить автор: история при нашем участии. Как бы ни высокомерно звучало: если учитель увлечен, его подопечные будут носителями главного, среди прочего, культуры. Если в школе возобладает провинцианализм (партийными постулатами и демагогией) — школа убивает в учителях, а они — в учениках, самое главное — стремление к образованности в широком смысле слова.

Понятно, что сегодня роман «На крыльце под барельефом» Марины Хольмер не только важен, он еще чрезвычайно интересен. Панорамно в нем предстает проблема дефицита. Не только того, что на нас, но и много важнее, в нас.

Читайте и обязательно получайте удовольствие! Я вам завидую. Оно впереди.

 

…А вы говорите

Вот так и живем…

Ваш А.С. Кацев

Рекомендуемые