Не удержусь и расскажу одну историю об особенном мальчике. О ребенке, которого жизнь научила преодолевать. Не для морали: «Бывали люди в наше время», а потому что говорить больно, но еще больнее молчать.
Родился он на радость маме-папе. В малолетстве заболел. Ноги, которыми он учился ходить, отнялись. Его лечили, учили. Ноги пошли, но плохо. На них он поковылял в школу, где каких только обидных кличек не удостоился. Все на футбол – он в стороне – вдруг затолкают, все в спортзалы, а он побоку. Единственная радость – книжка. С ней и в путешествия, и на подвиги, и лучшим, и смелым…В своих мечтах…
И первая, самая первая увлеченность той сказочной, недоступной одноклассницей.
Школа сменилась университетом. И здесь, когда ты – лучший из-за оригинальности научных ма-а-аленьких открытий. Дальше работа. И, конечно, ощущение, что ты должен, обязан, можешь. И первый среди равных, кто – ты! Своими знаниями, умениями, игрой мысли. И куда девается неуверенность, всё, что называется «комплексом неполноценности»!
Само состояние детства предполагает радость. Тогда почему устойчиво мнение, что дети жестоки?
Как влиться, как раствориться особенному ребенку там, где большинство здоровых, для которых физически совершенная форма — норма, а появившийся ребенок с ущербной внешностью, — чужак и здесь нередко возникает пещерный клич: «Фас!!! Ату его!!!».
Дальше он, этот непохожий, особенный, ощущает остро своё одиночество и, когда его травят стаей, и когда кто-то пытается его пожалеть. И в том, и в другом случае, подчеркивается его неполноценность.
Сегодня, как никогда, пытаются различные организации и личности решить проблему воспитания гражданина полноценного члена общества.
В связи с этим необходимо социализировать особенных детей.
Есть ли рецепт сохранения психической стойкости, полноценности этого ребенка? Когда-то Андрей Вознесенский завершил поэму «Лонжюмо» словами: «На все вопросы отвечает Ленин». Сегодня подрастающие отроки понятия не имеют о Ленине. История им судья. Но литературу, будем надеяться, все же читают. Всего лишь три персонажа: царевна-лягушка, Буратино и Дюймовочка. Ну кто, скажите, даже в страшном сне, мог представить, что эта грязно-зеленая, враскоряку передвигающаяся, может стать аж царевной, И про неё будут сказки сказывать?
А герой Алексея Толстого, длинноносый, неумелый, нелепый, все на своём пути этим самым носом уничтожающий, во все этим самым носом влезающий и…в конце концов, оказывающийся победителем! Буратино!
А девочка, которую плохим зрением можно и не заметить и случайно наступить…
И если такие герои детских сказок, пример для детей, тогда особенный ребенок, в просторечии инвалид, не только может, но и должен преодолеть и стать!
Сегодня бесполезно советовать опыт и книгу Николая Островского, но, если даже сказочные аналогии помогают укрепить характер и устремленность. «И это я смогу!» — и тогда ты состоишься, ты — будешь! Не случайна вечная мудрость, звучащая по-русски: «Через тернии к звездам». Пока болит — живет. Особенные дети – особенны. У них есть день завтрашний. Они смогут воплотить своё предназначение. Они не суетятся, потому что не в состоянии. Они всегда доказывают. Себе и окружающим. Главное, стать, быть, мочь.
Вам это надо?
Ваш АС.Кацев