Наши будни полны парадоксов. И, как только, мы произносим: «Скотные рынки находятся в скотском состоянии», так сверху раздается голос: «Придать этим торговым объединениям человеческий вид!» Когда еще первый поэт социалистической революции написал: «Хорошее отношение к лошадям». Значит, если к ним человеческое отношение, то к нам… Дальше не продолжаю. Недавно, в день снежного заноса, в оперном театре увидел живые глаза нашего, говоря высокопарно, юношества. Ладно, люди, искушенные, но молодежь, стряхивающая снег и эмоционально реагирующая на поэтические и музыкальные поиски теперь уже прошлого века – «преданья старины глубокой»!
На мой восторженный рассказ, кто-то заметил, что и театры полны, и среди студенчества зарождается престижность их посещения.
Сегодня, молодые люди, как и в прошлые времена, ищут справедливость. Отсюда искусство, бурно ими воспринимаемое, и чтение марксистской литературы, не для дяди – экзаменатора, а для собственной души.
Представить это еще полвека тому назад было невозможно, т.к. источники на занятиях по общественным дисциплинам, как правило, проходили, а не читали.
Наши будни. Поиски различного проявления культуры. Например, прошел болезненный слух, что русский язык, его распространение в разных формах, в стране будут сокращать. Вытеснять киргизским языком. Выскажу еретическую мысль. Русский язык (качественно преподаваемый) необходим не разным народам, которых в стране осталось горстка, а государственнообразующему народу, отправляющемуся на заработки в РФ и прочие страны… Это ли не специфическое проявление культуры. Я ни в коем случае, не против всестороннею проявления киргизского языка. но … Кто решил в каких сферах он должен, в первую очередь, себя реализовывать. Кто посмотрел о оценил кого из писателей земли Манаса читает дети и взрослые? А те, кто учит киргизскому языку, читали ли родную литературу в подлиннике? Прошу прощения, если повторяю вновь, что язык для тех, для кого он родной и для остальных требует разных методик преподавания, исходящих из своеобразия базового языка, желающего овладеть языком Алыкула Осмонова. Язык – не форма принуждения (мы вас заставим!!!), а наиважнейший символ культуры.
И еще одно из культурообразующих проявлений, стимулирующих образование. С экранов TV радостно прозвучала новость о повышении зарплаты. Обещают, что начинающий учитель будет получать около двадцати тысяч сом. Столько, сколько получает доктор наук профессор, заведующий кафедрой в лучшем университете страны, Славянском, которому не собираются больше платить. Мне, назидательно ответят, что учителей в средних школах не хватает и это шаг стимулирующий. Да. Особенно, когда с педагогического университета сняли вывеску, определяющую его специфику.
Подготовка качественных педработников – стратегическая задача.
Но. Если в стране более семидесяти университетов, где взять для них профессуру, чтобы было у кого получать знания в сфере образованности и профессии. И если, тот, кто только начинает свое восхождение, поэтически говоря, и тот, кто оседлал свою специальность и может её качественно передать пришедшим за ней в аудитории, то, что мы называем образованием, наукой и культурой?! Или образование или культура побоку?! Опять проявляет себя философия двоечников: чем меньше, тем лучше? Соседи из-за этого разрушают города, множат вдов и сирот.
А вы говорите…
Вам это надо?
Ваш АС Кацев